В современном обществе проблема
сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной.
Это объясняется тем, что к младшим школьникам предъявляются весьма высокие
требования, соответствовать которыми могут только здоровые дети. А о здоровье
можно говорить не только при отсутствии каких – либо заболеваний, но и при
условии гармоничного нервно – психического развития, высокой умственной и
физической работоспособности.
Здоровье –
одно из основных условий, определяющих возможность полноценного физического и
психического развития ребенка. И в то же время оно является результатом
процесса нормального развития. Здоровье ребенка понимается как сохранение
устойчивой жизнеспособности и жизнедеятельности организма в конкретных условиях
социальной и экологической среды. Оно целостно, многомерно и динамично
изменяется в процессе реализации генетического потенциала индивидуальности в
соответствии с особенностями ее морфофункционального и психофизиологического
развития.
В соответствии со ст.51
Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия,
гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников и обучающихся. По
данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи,
состояние здоровья детей в России вызывает обоснованную тревогу. Сохраняется
тенденция ухудшения здоровья школьников от первого класса к одиннадцатому, к
окончанию школы около 85% детей страдают различными хроническими заболеваниями
30 – 35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы
обучения в школе в 5 раз возрастает число больных с нарушением зрения,
опорно-двигательного аппарата, в 4 раза увеличивается количество детей с
нарушением психического здоровья, в 3 раза – с заболеваниями органов
желудочно-кишечного тракта.
Гигиеническое
воспитание в начальных классах является неотъемлемой частью всего дела обучения
и воспитания. В его задачу входит сообщение учащимся сведений по охране
здоровья и воспитание у них на основе полученных знаний осознанных прочных
гигиенических навыков. Приобретаемые в младших классах гигиенические знания и
навыки имеют важное значение для охраны и укрепления здоровья детей в период их
обучения в школе.
В педагогику термин «гигиена» пришел
из медицины. В медицине под этим термином понимают следующее: гигиена (греч. –
целебный, приносящий здоровье) - раздел профилактической медицины, изучающий
влияние факторов внешней среды на организм человека, занимающийся нормированием
этих факторов и установлением их предельно допустимых уровней (концентрации).
Существует и другой термин –«санитария», от латинского слова –
здоровье. Под словом «санитария» понимают совокупность
практических мероприятий, направленных на проведение в жизнь требований,
разработанных гигиеной. В гигиене как отросли медицинской науки, различают
различные направления: гигиену коммунальную, гигиену труда, питания, социальную
и другие разделы, пограничные с некоторыми отраслями медицины (психогигиена, герогигиена).
Но в первую очередь
под термином «гигиена» понимаются правила личной гигиены человека. В понятие
«личная гигиена» традиционно входят комплексы мероприятий:
- по уходу за кожей
- по уходу за волосами
- по уходу за полостью рта
- по уходу за одеждой и обувью.
В последнее время ряд
авторов включает в понятие «личная гигиена» различные методы очистки организма
– очистка толстого кишечника, почек, печени и др. Правила личной гигиены
тесно связаны со всеми видами деятельности и отдыха человека, обуславливают его
здоровье и предупреждают различные заболевания. Соблюдение правил личной
гигиены отдельным человеком сохраняет здоровье не только ему лично, но и всем
окружающим его людям. Поэтому в медицине к правилам гигиены относятся как к
основе общего здоровья человека.
Младший школьный возраст – это такой период в
жизни ребенка, когда он, в силу особенностей возрастного развития начинает
осознавать значимость поступков, формирует свое отношение к поведенческим
нормам и, в частности, к гигиеническим требованиям. Именно поэтому
гигиеническое воспитание должно быть составной частью общего воспитания. Долгое время
гигиеническое воспитание рассматривалось только как привитие определенных
умений и навыков, сообщение в доступной младшим школьникам форме и
соответствующем их возрасту объеме основ гигиенических знаний.
1. Ребенок с ранних лет
должен приучаться к соблюдению гигиенических правил: следить за чистотой
костюма, самостоятельно очищать обувь от пыли, грязи, снега при входе в
помещение, не сорить на полу, на территории участка, на улице и т.д. Важно
научить детей любить свежий воздух и по возможности заботиться о поддержании
его чистоты в помещении: следить за проветриванием, не бояться холода,
привлекать детей к посильному самообслуживанию: содержать в порядке личные
вещи, аккуратно их хранить в отведенном для этого месте и т.п.
2. Необходимо
привлечь внимание детей к заботе о сохранении своего здоровья и здоровья
окружающих. С этой целью необходимо настойчиво приучать их к соблюдению правил
личной и общественной санитарии и гигиены. Очень важно научить ребенка
ухаживать за руками, ток как грязные руки – главный источник многих детских
заболеваний, особенно желудочно – кишечных (глисты, дизентерия и др.).
Тщательно мыть руки перед едой и после каждого их загрязнения (после посещения
туалета, после занятий с игрушками, прогулки, уборки, ухода за животными или
игры с ними и т. п.) : намыливать ладони со всех сторон и между пальцами, грязь
из – под ногтей вычищать щеткой. Следить, чтобы ногти всегда были подстриженными.
Каждый ребенок должен иметь отдельное полотенце.
3. Важно также научить детей беречь свои зубы. Для этого дети
должны усвоить правила ухода за зубами: полоскать рот после еды, чистить зубы
щеткой и порошком ежедневно утром и перед сном Верхние зубы чистить сверху вниз
– нижние – снизу вверх. Иметь отдельную зубную щетку и порошок. Дляобеззараживания щетку после
применения и промывания ее намылить густо мылом, в таком виде оставить в своем
стакане или кружке до следующего пользования ею.
4. Необходимо приучать детей
к ежедневным физическим упражнениям, в первую очередь к утренней гимнастике, в
выходные и праздничные дни. Научить правильно, дышать во время физических
упражнений.
5. Особенно необходимо
выработать правильную осанку у каждого ребенка. Показать, как надо сидеть
прямо, объяснить в доступной детям форме, для чего нужна правильная осанка.
Хороших результатов можно достигнуть лишь в том случае, если педагоги будут не
просто сообщать ребенку необходимые гигиенические требования и правила, но и
добиваться, чтобы эти правила стали привычкой у детей.
Естественнонаучной
основой осуществления работы по гигиеническому воспитанию в школе является
физиологическое учение И. И. Павлова. Организм представляет собой
единое целое. Он находится в постоянном взаимодействии и неразрывном единстве с
окружающей средой. У человека это единство организма как целого и
приспособление его к окружающим условиям среды обеспечиваются в первую очередь
нервной системой и особенно высшим ее отделом – корой головного мозга, которая
«держит в своем ведении все явления, происходящие в теле».
Возможности
естественнонаучного цикла начальной школы по осуществлению гигиенического
воспитания младших школьников.
С момента своего рождения ребенок начинает
познавать мир, в котором он живет, учится правильно пользоваться окружающими
его предметами. В методической
литературе природу никогда не отделяют от окружающей среды, хотя сделать это
несложно: окружающая среда включает как природную, так и искусственную
(созданную человеком). В окружающей среде природа развивается не только по
своим законам, но и под воздействием человека. В ходе взаимодействия человека и
окружающей среды вырабатываются гигиенические поведенческие нормы, которые
позволяют активно познавать окружающий мир и при этом сохранять свое здоровье.
Начальное естественнонаучное образование, имеющее в российской школе глубокие и
прочные традиции и богатый арсенал практического опыта, в последние годы
переживает значительное обновление. Это связано, прежде всего, с отчетливым
осознанием высокой развивающей и воспитательной значимости данной сферы
образования, ее особого вклада в становлении основ современного, экологически
ориентированного мировоззрения школьников. Одновременно происходит движение в
сторону интеграции естественнонаучного и обществоведческого знания с целью
формирования у детей более обобщенного, целостного взгляда на окружающий мир и
место в нем человека. Эти тенденции четко просматриваются в учебных
программах.
Тема, посвященная организму человеку и его здоровью, прочно
утвердилась в начальном природоведении. Важнейший аспект – гигиенический, и он
всегда должен быть в центре учителя. При этом важно помнить о хорошо известном
в образовании правиле, согласно которому вопросы анатомии (строения), физиологии (жизнедеятельность) и
охраны здоровья должны изучаться в единстве. Проанализируем содержание программ
таких, как:
•
Программа «Зеленый дом» (автор А.А. Плешаков);
• Программа «Природа и люди»
(автор З.А. Клепинина);
• Программа « Окружающий мир»
(авторы Н.Ф. Виноградова, Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов)
• Программа «Мир и человек»
(авторы А.А. Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан)
Своеобразие предлагаемых
программ предоставляет учителю возможность выбрать наиболее приемлемый для него
вариант учебного курса. При этом все программы сориентированы на то, чтобы к
концу обучения в начальной школе обеспечить единый уровень минимальных
достаточных требований к подготовке учащихся, на реализацию образовательного
компонента «Окружающий мир» в четырехлетней начальной школе.
Средства,
методы и приемы осуществления гигиенического воспитания в процессе
естественнонаучного образования.
Гигиеническое воспитание и
обучение – это совокупность неразрывно связанных между собой и взаимно
дополняющих друг друга педагогических воздействий. К числу важнейших составных
частей этого комплекса следует отнести:
¨ систематическое сообщение
определенного круга сведений по охране здоровья на уроках (в соответствии с
указаниями школьных программ) и в порядке внеклассной работы;
¨ неослабный контроль за тем,
чтобы дети на практике применяли приобретенные ими гигиенические знания;
¨ организацию санитарной
самодеятельности учащихся, т.е. привлечение их к посильному участию в
проведении некоторых мероприятий по поддержанию санитарного порядка в школе и
закреплению гигиенических навыков у школьников;
¨ создание в школе и дома
условий, способствующих воспитанию гигиенических навыков у детей;
¨ систематическое
гигиеническое просвещение родителей.
Только правильное проведение
всего этого комплекса мероприятий обеспечивает высокий уровень эффективности
гигиенического воспитания. Основой воспитания гигиенических умений и навыков
является сообщение детям определенного круга доступных для их возраста
гигиенических знаний. В отношении гигиенических знаний основной формой учебной
работы должны являться методически правильно построенные уроки естествознания.
Именно при плановом ведении уроков можно добиться прочного усвоения всеми
учащимися начальных классов необходимого круга элементарных сведений по охране
здоровья, обеспечить выполнение программы в части гигиенического воспитания.
Под средством обучения естествознанию понимается совокупность материальных
учебно-методических объектов, которые используются для передачи и овладения
знаниями, умениями и навыками общего развития личности учащегося. Цель гигиенического воспитания - сформировать у ребенка
необходимые знания по укреплению и сохранению здоровья,
научиться использовать полученные знания в повседневной жизни. Для достижения этих
целей применяются следующие группы средств:
1) средства двигательной
направленности;
2) оздоровительные силы природы;
3) гигиенические факторы.
К средствам двигательной
направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на
охрану здоровья. Это – движение, физические упражнения, физкультминутки и
подвижные перемены, эмоциональные разрядки и «минутки покоя». Гимнастика
(оздоровительная гимнастика, пальчиковая, дыхательная, для профилактики
простудных заболеваний, для бодрости). Использование оздоровительных сил
природы оказывает существенное влияние на достижение целей гигиенического
воспитания. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации
биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую
работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д. Учет влияния
метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха
и воды, изменения атмосферного давления и др.) на определенные биохимические
изменения в организме, которые приводят к изменению состояния здоровья и
работоспособности учащихся может способствовать снятию негативного воздействия
обучения на школьников.
К гигиеническим
средствам, содействующим укреплению здоровья, относятся:
- выполнение санитарно –
гигиенических требований, регламентированных СанПиНами;- личная и общественная гигиена
(чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.);
- проветривание и влажная уборка
помещений;
- соблюдение общего режима дня,
режима двигательной активности, режима питания и сна;
- привитие детям элементарных
навыков мытья рук, использование носового платка при чихании и кашле и т.д.;
- ограничение предельного уровня
учебной нагрузки во избежание переутомления.
Перечисленные выше
средства необходимо комплексно использовать не только на уроках естествознания,
но и на других уроках. Это позволит реализовать цели гигиенического воспитания.
Метод обучения (от греч.metodos – буквально «путь к чему-либо») – это
упорядоченная деятельность педагога, направленная на достижение заданной цели
обучения. Под методами обучения часто понимают совокупность путей, способов
достижения целей, решения задач образования. Под методами
осуществления гигиенического воспитания принимаются способы применения средств,
позволяющие решать задачи педагогики оздоровления. В педагогике
оздоровления применяются две группы методов:
· Специфические (характерные
только для процесса педагогики оздоровления);
· Общепедагогические
(применяемые во всех случаях обучения и воспитания).
Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике преподавания
естествознанию. Только оптимальное сочетание специфических и общепедагогических методов в
соответствии с методическими принципами может обеспечить успешное осуществление
гигиенического воспитания.
Классификация методов
(на основе педагогической практики) (по В.И. Ковалько) обучения:
Рассказ
Дидактический
рассказ
Беседа
Лекция
Дискуссия
Работа с книгой
Демонстрация
Иллюстрация
Видеометод
Упражнения
Наглядность
Лабораторный метод
Практический метод
Познавательная игра
Методы программированного обучения
Обучающий контроль
Ситуационный метод
Игровой метод
Соревновательный метод
Активные методы обучения: Воспитательные, просветительные и образовательные программы.
В структуре метода выделяют приемы, как составную часть, отдельный
шаг в реализации метода. Приемы можно классифицировать
следующим образом:
· Защитно-профилактические (личная
гигиена и гигиена обучения);
· Компенсаторно-нейтрализующие
физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная и др.
гимнастика.
. Психогимнастика, тренинг, позволяющие частично нейтрализовать
стрессовые ситуации.
· Стимулирующие (элементы
закаливания, физические нагрузки и др.)
· Информационно-обучающие (письма,
адресованные родителям, учащимся, педагогам).
Использование
методов и приемов зависит от многих условий: от профессионализма педагога, от
его личной заинтересованности и только при условии, что все отдельные подходы
будут сформированы.
Основы гигиенического воспитания.
Процесс познания человеком окружающего мира начинается с
чувственного познания, с ощущений, с восприятия предметов и явлений. Школьник
младшего возраста еще недостаточно знаком с реальным миром. Для усвоения новых
знаний ему особенно необходимо, чтобы эти знания основывались на воздействии
непосредственных раздражителей на его рецепторы, на чувственных восприятиях. В
силу этого на уроках естествознания должны найти самое широкое применение многообразия воздействия на органы
чувств, в первую очередь на орган зрения. Отсюда следует огромное
значение наглядности в самых разнообразных ее видах. Важное значение в
гигиеническом воспитании имеет использование непосредственной предметной
наглядности. Объясняется это тем, что большинство гигиенических вопросов
связано с предметами и явлениями окружающей среды. Показ этих предметов, процессов
позволяет наглядно и глубоко раскрыть те стороны, фиксировать внимание на тех
деталях, которые имеют важное значение в гигиеническом отношении.
В методике
преподавания естествознания накоплен богатый методический опыт гигиенического
воспитания младших школьников. В процессе учебных
занятий с учащимися младших классов учителя проводят специальные уроки охраны
здоровья, где демонстрируют различные предметы личного, домашнего и школьного
обихода и приводят показы правильного пользования ими. При сообщении учащимися
новых для них знаний учителя придерживаются обычных методических приемов,
последовательно излагают материал, переходя от легкого к трудному, от
конкретного к абстрактному. При этом объяснение
сочетается с показом, демонстрацией наглядных пособий. Учителя знакомят детей с
правилами личной гигиены, разъясняют, для чего их необходимо соблюдать, и тут
же показывают, как правильно их выполнять. На уроках естествознания учителя
демонстрируют, как нужно мыть руки, чистить зубы, причесываться, стричь ногти,
убирать комнату и др. Более широкое ознакомление учащихся с охраной здоровья с
разных позиций предусматривается в дальнейшем курсе, биологии, зоологии,
анатомии и физиологии.
В гигиеническом воспитании не следует ограничиваться
объяснением и показом приемов выполнения тех или иных гигиенических правил и
требований, необходимо, чтобы учащиеся упражнялись в школе, дома в выполнении
этих навыков, требований. Систематически повторяя
соответствующие упражнения, школьник закрепляет гигиенические привычки. Очень
важно возможно шире использовать двигательные ощущения и восприятия. Ценным
видом наглядности являются наблюдения учащихся над своим телом или над своими
товарищами.
В процессе сообщения
гигиенических знаний могут быть использованы не только зрительные и
осязательные, но и другие восприятия, например вкусовые. Необходимо иметь в
виду, что наглядность не должна быть оторвана от воздействия словом. Она
обязательно должна сочетаться со словом слышимым (рассказом и пояснением
учителя), словом видимым (чтением написанного на доске, статье в книге) и
произносимым (повторением в слух или про себя, ответами на вопросы учителя).
Эмоциональное воздействие играет большую роль в
гигиеническом воспитании. Занятия по гигиене следует проводить так, чтобы они
вызывали живой интерес у детей. Надо стремиться к тому, чтобы учащиеся охотно
выполняли указанные им гигиенические правила и требования, чтобы это было и
приятно, доставляло удовольствие. Следует полностью и разносторонне
использовать загадки, пословицы и рисунки по вопросам охраны здоровья. В целях
эмоционального воздействия следует использовать
соответствующие произведения художественной литературы (В. Маяковского, С.
Михалкова, С. Маршака, А. Барто и др.) Степень эмоционального воздействия на
учащихся зависит от убежденности, внутреннего подъема и воодушевления, с
которыми учитель объясняет детям, почему важно соблюдать гигиенические
правила.
Сообщение сведений по
охране здоровья на уроках обязательно должно дополняться внеклассной работой.
Внеклассная работа является необходимым звеном в единой системе воспитания школьников. Основное
назначение внеклассной работы – пробуждение или углубление у школьников
интереса к различным областям знаний и видам деятельности, раскрытие и развитие
их талантов и способностей, воспитание их общественной и познавательной
активности, культурная организация их досуга. Внеклассная работа
способствует обеспечению непрерывности и последовательности воспитательного
процесса. Во внеклассной работе повторяются, углубляются и закрепляются
гигиенические знания, полученные на уроках, воспитывается убежденность
школьников в выполнении требований и правил гигиенического поведения в труде и
в быту, стимулируются организация и проведение санитарной самодеятельности,
создаются предпосылки для успешного проведения лечебно – профилактических
мероприятий в школе.
Содержание внеклассной
работы по гигиеническому воспитанию младших школьников включает вопросы личной
и общественной гигиены, режима дня школьника, влияние физического труда, профилактика
близорукости и, гигиены питания и др. Формы проведения
внеклассного мероприятия по гигиеническому воспитанию младших школьников
различные – это праздник здоровья, спортивный праздник, олимпиады, викторины и
др. Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы остается классный
час, так как ученики принимают участие в специально организованной
деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к себе и
окружающему миру.
Воспитание
гигиенических навыков мыслимо и осуществимо только в тесном содружестве школы и
семьи. Важнейшим средством установления содружества и согласованности в этой
работе учителя и семьи является систематическая и последовательная санитарно –
просветительская работа среди родителей. Совместная и согласованная
работа школы и семьи обеспечивает единые взгляды на сущность и значение
гигиенических требований и норм поведения в жизни человека и позволяет в
семейных условиях продолжать обучение и закреплять полученные в школе знания, а
приобретенные умения трансформировать в навыки и привычки.
Формы работы с родителями
многообразны: групповые, индивидуальные беседы, лекции на родительских
собраниях, санитарно – просветительская литература, участие родителей в
санитарно – гигиенических мероприятиях.
Родители должны знать от учителей, что только единство
гигиенических требований к ребенку в школе и в семье может дать положительные
результаты в гигиеническом воспитании.