Реализация приоритетного национального проекта "Образование” в ряду других направлений предполагает кардинальное обновление как содержания, так и экономики образования.
Отказ от централизованного планирования структурных и организационных изменений в образовании позволяет акцентировать внимание на внедрение методов саморегулирования.
С принятием в 1992 г. Закона РФ "Об образовании” все образовательные учреждения (далее – ОУ) стали юридическими лицами, следовательно, получили право иметь счета в банках, получать бюджетные средства и иные доходы, распоряжаться имуществом, заключать сделки. Однако за последние 15 лет произошли существенные изменения в бюджетном законодательстве. Теперь вместо счетов в банках бюджетным ОУ открываются лицевые счета в органах казначейства, а распоряжаться имуществом и заключать договоры можно только на условиях, определенных органами власти.
В изменившихся условиях ОУ должны вести бухгалтерский учет в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете” и Инструкцией по бюджетному учету (утв. приказом Минфина России от 10.02.2006 № 25н).
Так как деятельность государственных и муниципальных ОУ финансируется из бюджетов соответствующих органов исполнительной власти, порядок и условия получения, расходования и учета бюджетных средств (в т. ч. и полученных за счет иной, приносящей доходы деятельности) регулируются Бюджетным кодексом РФ (далее – БК РФ), Указами Президента РФ, законами (как общефедерального, так и регионального уровней), другими нормативно-правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также приказами Минфина России и Минобрнауки России.
Чем больше самостоятельности у ОУ, тем большая ответственность за соблюдение действующего законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности на них ложится.
Главами 27 и 28 БК РФ определены формы контроля, полномочия контролирующих органов, а также меры ответственности участников бюджетного процесса за нарушения бюджетного законодательства.
Основной финансовый контроль осуществляют Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов федерации и муниципальных образований и/или уполномоченные ими органы, главные распорядители, распорядители бюджетных средств.
Порядок проведения ревизии утвержден приказом Минфина России от 02.05.2007 № 39н "Об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизий и проверок Федеральной службой финансово-бюджетного надзора”.
К основным задачам проведения проверок относят:
- контроль сохранности и использования организациями (независимо от форм собственности) средств бюджета, целевых бюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов;
- проверку хозяйственной деятельности организаций, состоящих в договорных отношениях с органами исполнительной власти, а также выполняющих городские заказы, в части эффективности использования бюджетных средств и соблюдения условий государственных контрактов, а также договоров на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг);
- контроль соблюдения установленного нормативными правовыми актами порядка конкурсного отбора поставщиков и подрядчиков для размещения городских заказов;
- оценку своевременности и полноты устранения нарушений в деятельности проверяемых организаций, а также возмещения ими причиненного материального ущерба и др.